Филимоновская игрушка: фото-картинки и презентации
Игрушки и статуэтки из глины давно заняли на Руси свое почетное место. Их делали для развлечения, на забаву детям, для праздничных увеселений.
Вот так выглядят филимоновские игрушки.
Одним из таких типов является филимоновская игрушка. Увидеть, как выглядят эти фигурки, вы сможете на нашем сайте благодаря фото.
История возникновения
Главным типом игрушек стали свистульки, которые принимали различные формы: барыни, лошадок, медведей, наездников и т.д. Их изготавливают из специальной глины «синики», из-за особого состава которой филимоновская игрушка имеет вытянутую форму, как видно на фото. После обжига глина становилась белой, и ее окрашивали в яркие, жизнерадостные тона (см.фото).
Еще несколько слов из истории возникновения филимоновских игрушек.
На сегодняшнее время
За последнее время филимоновская игрушка мало изменилась. Однако, в отличие от дымковской игрушки, все фигурки из деревни Филимонова выполнялись в виде свистков, даже барышни и мужички. Отверстие для свистка делалось в хвосте птички или животного, которых держал персонаж.
Игрушки содержали мало деталей. Например, у барыни была юбка-колокол, расширяющаяся книзу. Голова и шея были приблизительно одной толщины, а на голове фигурки женщины красовался головной убор. Фигурки мужчин представляли собой солдат в мундирах, в шляпе и в сапогах.
Расписывают филимоновские игрушки куриным пером, макая его в анилиновые краски, растертые на содержимом яйца. Традиционными были белый, красный (ближе к малиновому) и зеленый цвета. Иногда могли быть использованы фиолетовый и синий цвета. Порой кажется, что роспись несколько небрежная: это из-за структуры пера, которым она производится.
В качестве рисунков могли применяться точки, изображения овальной и круглой формы, полосочки, звездочки, треугольники. У каждого символа было свое значение:
- треугольник – земля;
- круг – солнце,
- елочки и росточки – символы жизни.
Они возвращают нас в языческую древность, говоря о связи природы с человеком. Нанесенные на игрушку символы дарили духовное совершенство и защищали от злых сил. Филимоновская игрушка была не просто развлечением: люди верили, что свисток способен прогнать нечистую силу.
С приходом христианства сакральное значение фигурок было утрачено, и они превратились в элемент украшения и забавы.
Каждая фигурка так же, как и рисунки на ней, имела свое значение. Женский силуэт обозначал Богиню Мать и все образы, которые были с ней связаны: Лада, Берегиня, Весна и т.д. Эти образы несли добро, защищали от болезней и символизировали продолжение рода. Медведь символизировал могущество и оповещал о наступлении весны. Конь в языческие времена почитался как слуга Солнца и обозначал свет и силу богатыря. Птицы символизировали урожай, семейное благополучие, землю. Если фигурка изображала корову, то это тоже был символ плодородия и богатства.
Как видно, игрушки из деревни Филимонова не делались в виде образов, несущих зло. Они пропитаны добром и умиротворением.
Сегодня в городе Одоеве, близ которого расположена деревня, находится мастерская по производству филимоновской игрушки. После того, как игрушка вылеплена, ее обжигают при температуре 950 градусов, а потом приступают к росписи. Ни одна из фигурок полностью не похожа на другую: расписываются они индивидуально.
Материалы для скачивания
Детям всегда было интересно узнать об этом невероятном промысле. Рассказать им о нем помогут презентация и фото, представленные на нашем сайте. Презентация в красочных слайдах и фото рассказывает, какова была история возникновения филимоновской игрушки и ее образов.
Картинки и фото
Какие применяются узоры на филимоновских игрушках?
Карточки.
слепить из пластилина филимоновскую игрушку Вам поможет эта пошаговая картинка.
Раскраски
Поможет почувствовать себя настоящим мастером раскраска, которую также можно найти на сайте. Раскраска даст ребятам понять, как расписываются глиняные фигурки. Примером для раскрашивания может стать фото настоящих игрушек.
Презентации
Скачать и посмотреть презентации по этой теме Вы можете здесь:
- Филимоновские свистульки,
- №2,
- Древние образы в современных народных.
Маленькая радуга — филимоновская игрушка
Ярче светит солнце. Небо стало глубоким и насыщенным, и по нему, словно сугробы снега, убегают на север облака. Наступает весна. В городе Одоеве открывается ярмарка. Со всех окрестных деревень и сел съезжаются на ярмарку люди: кто купить необходимые вещи, кто продать свои изделия. Чего только не встретить на ярмарке!
А в этом уголке словно радуга упала на землю — такое буйство красок, и во всю поют-заливаются птицы. Неужели прилетели с юга? Нет, это вывезли на ярмарку свои филимоновские мастерицы.
Игрушки – на любой вкус: здесь и люди — солдаты, барыни; и животные — олени, коровы, петухи и наседки; и многофигурные композиции — любота, чаепитие, тройка. И все со свистками! Ну как не купить такую красоту ребенку!
Что же это за чудо такое – филимоновская игрушка?
Филимоновская игрушка
— старейший народный художественный промысел России. Родина промысла — деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века, а на самом деле еще более древняя.
Мужчины в деревне Филимоново издавна изготовляли на гончарном круге посуду, а женщины, несмотря на обилие забот и хлопот, находили в долгие зимние вечера время и лепили из глины .
Все филимоновские — свистульки, лепятся они из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Любимые цвета филимоновских игрушек — малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый. Расписывают , как и раньше, куриным перышком.
Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.
У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными. В росписи преобладают три-четыре цвета. Сама роспись — это чередование горизонтальных полос по белому или желтому фону. В орнаменте преобладают круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках, мелкие детали едва обозначены, как у древних, языческих идолов. Филимоновская игрушка, филимоновские свистки горят всем многоцветьем радуги. Любители называют филимоновскую игрушку «маленькой радугой» или «солнышком». Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров.
Самая популярная форма для глиняной — это птицы. Петушки, курочки, индюки — излюбленные свистульки у мастериц филимоновской . Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму.
Традиционная филимоновская игрушка всегда лепится со свистком. Это свистулька, у которой есть самостоятельный образ в виде птицы или какого-нибудь зверька; филимоновский свисток может быть также частью образа, например, традиционные Барыньки и Солдаты имеют под мышкой птичку-свистульку. Если внимательно рассмотреть работы старых и современных российских мастеров, можно увидеть огромное разнообразие свистковых устройств. Это зависит от «пичужки» — стека для прокалывания отверстий в свистульках. «Пичужку» каждый мастер делает себе сам. Поэтому сколько мастеров, столько и инструментов; сколько промыслов, столько и приемов.
Создание современной традиционной — это постоянный поиск равновесия между традиционными приемами и личными творческими находками; между чувством и разумностью, эстетикой и практичностью. Авторская игрушка, выполненная в русской традиции — это всегда уникальность образа, созданного руками, чаще всего — в единственном экземпляре.
В 2009 году в городе Одоеве открылся музей Филимоновской , в экспозиции можно увидеть работы и фотографии талантливых мастериц прошлого и нынешнего века и изделия из глины других промыслов.
Примеры работ:
Филимоновская игрушка – свистулька «Петушок».Самая популярная форма для глиняной филимоновской — это птицы. Петушки — излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму, в том числе и игрушечными петушками.
Филимоновская игрушка – свистулька «Баран». Яркая и оригинальная фигурка, украшенная традиционным орнаментом промысла – полосочками. Растительный узор в виде елочки является символом плодородия.
Филимоновская игрушка – свистулька «Медведица с зеркалом». Одна из традиционных фигурок данного промысла. Медведь по поверьям символизировал силу, мудрость, доброту, покровительство слабым.
Авторская игрушка, выполненная в русской традиции – это всегда прикосновение к древности, к природной жизни. Дизайн традиционной — это постоянный поиск равновесия между традиционными приемами и личными творческими находками; между чувством и разумностью, эстетикой и практичностью. Игрушка из керамики — это яркое дополнение к домашней коллекции игрушек и особенный, музыкальный подарок ручной работы.
Филимоновская игрушка – свистулька «Свинья с поросятами». Свинья — это символ удовольствия и материального благосостояния. Свинка с поросятами, выполненная в виде свирели обязательно принесет удачу в ваш дом.
Филимоновская роспись – один из видов народного творчества родом из Тульской области, а именно из деревни Филимоново, где активно развивалось гончарное дело. Глина в этих местах очень пластичная и жирная. Изначально она черно-синего цвета, а после обжига становится белой или чуть розовой. Мастера делали посуду, мастерицы – игрушки-свистульки. Получившиеся глиняные изделия расписывали особым образом желтыми, красными и зелеными полосками.
Филимоновская игрушка отличается своими вытянутыми формами. Все животные – собаки, олени, козлики, петухи, лошади – имеют длинные шеи и тонкие ноги. Отличаются животные между собой только формой головы, рогами и ушами. Из людей основные персонажи – барыни, солдаты, всадники, редко изображали крестьянок. Люди тоже имеют непропорционально вытянутые формы. Почти все игрушки – свистульки. Свисток расположен у животных в хвосте, а у людей – в курице, которую они несут подмышкой.
До сих пор сохранились общества мастеров в Тульской области, которые промышляют игрушкой, придумывая новые сюжеты, но по-прежнему придерживаясь традиционной росписи.
Филимоновская игрушка: cr2
Сегодня — рассказ про один из народных промыслов, которому не даёт умереть лишь небольшая группа энтузиастов.
Константин Николаевич и Елена Ивановна Кехаиди уже 30 лет занимаются производством Филимоновской глиняной игрушки.
Говорят, промыслу 700 лет, а первым мастером был беглый каторжник Филимон. Он и научил людей делать игрушки из глины, в честь него же назвали деревню — Филимоново. Расположена она в Одоевском районе Тульской области.
Но на деле всё не так романтично. В этих местах неплодородные земли, зато много уникальной синеватой глины. Поэтому жители занимались гончарным делом. Мужчины лепили горшки, а женщины — глиняные игрушки. Вообще производство игрушек всегда было побочным делом. Сейчас наоборот, посуда уже никого не интересует.
После революции очень известный промысел начал умирать: торговля игрушками приравнивалась к спекулянству, за это сажали в тюрьму. Лет 30 назад оставалось всего несколько бабушек, которые еще могли лепить из глины. А затем уже небольшая группа людей решила продолжить умирающее дело.
Теперь Филимоновская игрушка перехала в Одоев, где её делают несколько семей. В самом Филимоново ничего не осталось, а дачники очень удивляются, когда узнают, что в их деревне делали когда-то популярную игрушку.
1. Елена Ивановна лепит заготовки игрушек из глины, Константин Николаевич занимается росписью уже обожжёной в печи игрушки
2.
3. Глину до сих пор добывают в окрестностях Филимоново и Одоева. Каждая игрушка делается из одного куска. Это будущая барыня с петухами
4. Ещё недавно в одном из оврагов в Филимоново можно было увидеть развалины большого горна — гончарной печи. Теперь же игрушки обжигают в электрической и не такой большой
5.
6. Игрушка после печи посветлела, теперь нужно её раскрасить. Делается это анилиновыми красками. В промысле используются 3 цвета — желтый, малиновый и зелёный. Очень редко фиолетовый и синий. Желтый является основным. Его наносят широкими кистями и достаточно грубо
7. Раскраска зависит от фантазии автора. Правда у игрушек есть и общие черты, определённые узоры и росписи — зигзаги, ёлочки, солнце, ягоды. Когда-то это связывалось с язычеством и оберегами, теперь — традиционный рисунок
8.
9.
10.
11. После желтого идет малиновый цвет. Все краски прозрачны в своей основе, что дает возможность получать разные цвета из-за наложения слоев
12. Лица либо не прорисовываются вообще, либо наносятся небольшими штришками. Это связано с тем, что в древности боялись сглазить человека, нарисовав лицо. Своеобразные куклы Вуду
13. Наконец наносится заключительный, зелёный цвет. Его меньше всего. Раньше цвета выбирали исходя из того, что было под рукой
14. Готовая игрушка
16. Основные герои — барышни, всадники, солдаты и звери. Кстати, каждая игрушка — это свистулька. Не делают их почему-то только в петухах и индюках
17. А это все стадии изготовления
16. Кроме Филимоновской, мастера делают ещё такие вещи из керамики
18. Несколько игрушек из местного музея
19.
20. С наступающим праздником)
Также мастера работают в художественной школе. Преподают детям младших классов. Многие ребята добиваются очень хороших результатов. Одна ученица победила в Дельфийских играх (что-то похожее на Олимпийские, только в области искусства). Приз составил около 120 тысяч, что бесспорно является хорошей мотивацией для учеников.
Будем надеяться, что она еще ни раз внесет вклад в сохранение русской культуры, на которую большинству наплевать.
Про Филимоновскую игрушку рассказала нам Наташа pamsik, за что ей спасибо.
Узнать больше, посмотреть продукцию или записаться на мастер-класс можно здесь.
Отдельный привет губернатору Тульской области. Мы бы отняли у вас вертолет и заставили проехаться на личной машине без водителя по вашим дорогам.
Другие промыслы:
cr2.livejournal.com
Ближе к людям!
Кажется, увеличь солдата или павлина раз в десять – и будет арт-объект для международной выставки! Это искусство доступно на разных уровнях – от государственных художественных галерей до раскрасок для детского сада. Заполучить их, кстати, несложно.
-
Украшения к новому году: идеи декора и варианты оформления дома и квартиры к новогодним торжествам (135 фото)
- Украшение окон — простые идеи и пошаговое описание оформления окон своими руками (110 фото и видео)
-
Торт из памперсов — пошаговое описание создания торта из памперсов. 115 фото и видео создания подарка
Раскраски можно сохранить и распечатать с интернет-сайта фабрики. В сети есть большой выбор шаблонов и презентаций, как с образцами расписанных фигур, так и контурных рисунков для свободного полета фантазии.
Есть возможность и поучаствовать в настоящем производстве – на нем проводятся мастер-классы по лепке и раскрашиванию. Главное – соблюдать аккуратность и расписывать заготовку с каждой стороны поочередно, держась руками только за белый фон.
Иначе можно нечаянно смазать невысохшие полосы и нарядные солнышки. Акриловым краскам требуется время, чтобы подсохнуть. Глиняная заготовка выдается на мастер-классе – слепленная вами просто не успеет высохнуть.
Ход занятия
Дети входят в зал, проходят к столу с народными игрушками
Педагог:
Посмотрите, какие разные игрушки перед вами, все они сделаны руками человека.
Как такие игрушки называются?
Дети: Народные
Педагог:
С какими народными игрушками мы с вами уже знакомились на занятии?
Дети: ответы – матрешка, дымковская?
Педагог:
Посмотрите все они могут издавать свой звук, а некоторыми можно и постучать.
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву»– игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. И сегодня на занятии мы познакомимся с филимоновской глиняной народной игрушкой, а почему ее так прозвали, я сейчас вам расскажу с помощью нашего волшебного экрана.
Слайд презентации со 2 по 6
Педагог:
Так почему же именно филимоновская игрушка, а не ивановская?
Дети: ответы
Педагог:
А кем был Филимон?
Дети: ответы
Педагог:
А сейчас мы с вами опять обратимся к волшебному экрану и попробуем сравнить две лошадки, филимоновскую и дымковскую.
Чем они отличаются?
Дети: ответы
Педагог:
Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи.
Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки – это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц. Педагог: Послушали, а теперь я предлагаю порисовать, но перед работой нужно размять наши пальчики
Педагог: Послушали, а теперь я предлагаю порисовать, но перед работой нужно размять наши пальчики
Ладошки сложим мы вдвоем
Друг об друга мы потрем
Кулачки потом сожмем,
В руки кисточку возьмем.
Пальчики сожмем и покатаем. Теперь наши руки готовы к работе.
Практическая часть
Педагог:
Но для начала мы возьмем наши волшебные книги, и поупражняемся рисовать в них по образцам, разложенным перед вами.
Дети выполняют задание в электронных Ридерах
Педагог:
Кто выполнил, закрываем книги, и берем шаблон оленя или лошадки, приступаем к росписи.
При работе помните правила росписи: узор наносим сразу кистью или ватной палочкой; рисование узоров начинаем с крупных элементов; краску на кисть брать гуще.
Ребята, внимательно посмотрите на образцы рисунков, кисточку старайтесь держать правильно. Не бойтесь работать сразу цветом. Старайтесь узор наносить уверенно и равномерно. Вслушайтесь в звуки музыки и приступайте к работе. Расписывайте вдумчиво с душой, фантазируйте, постарайтесь прикоснутся к народному искусству.
Педагог:
Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1. контроль организации рабочего места;
2. контроль правильности выполнения приемов работы;
3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4. контроль объема и качества выполненной работы.
Какие красивые игрушки у вас получились! По работам видно, что вы все старались, расписывать свою лошадку филимоновской росписью.
Давайте подведем итог нашей работе.
Какую игрушку мы сегодня расписывали?
Кто первый слепил такую игрушку?
Он был бы доволен вашей работой?
Может быть кто-то желает подарить свою работу гостям?
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.
Филимоновский промысел в наше время
Уникальная филимоновская игрушка прошла продолжительный и сложный путь. Сначала она была оберегом, затем детской игрушкой. Сегодня это полноценное произведение искусства. Свистульки – частые гости на различных ярмарках и выставках декоративного-прикладного искусства. Уникальность этого промысла заключается в том, что он никогда не прерывался. Сегодня традиции филимоновских мастериц продолжают молодые мастера города Одоева.
Кстати, здесь же в 2009 году благодаря Администрации Тульской области, Торгово-промышленной палате Тулы и Администрации Одоевского района был открыт музей «жемчужины народного искусства», как ещё именуют филимоновскую игрушку. В этом музее можно поближе ознакомиться с историей свистулек, узнать имена мастериц, полюбоваться старинными игрушками.
Особенности техники росписи
Грунтовать игрушку не приходилось, ведь при обжиге глина давала ровный цвет.
Мастера использовали анилиновые краски ярких, выразительных цветов. Колористика не самая широкая – красный, желтый да зеленый. Но при этом рисование тройкой цветов (плюс/минус оттенки) в итоге давало пеструю, веселую картинку.
Учиться технике изображения элементов филимоновской росписи можно с малых лет: краски художник наносит последовательно, никогда их не смешивает. Пока не высохнет элемент одного цвета, мастер не перейдет к другому.
Значение цветов:
- желтый – это солнце, сама жизнь и свет всего мироздания;
- зеленый цвет означает молодость, возрождение жизни;
- красный – символизирует землю и огонь, сакральные понятия для человека.
Художницы старались изображать игрушки столь яркими и пестрыми, словно хотели говорить ими о счастье жить, об изначальной установке человека проживать судьбу в радости и благодарности миру.
Образцы, сюжеты, символизм
В основном мастерицы изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.
Типы расписных игрушек:
- Люди. Барыни и кавалеры всегда с готовой историей: у первых в руках дети или птицы, у мужчин – музыкальные инструменты (часто кавалер представал верхом на лошади). Деталей мало, голова сочленена с шеей, на персонаже – яркий головной убор.
- Животные. Преимущественно это домашний скот – бараны, коровы, лошади. Все животные с вытянутыми фигурами, тонкошеие, часто отличить зверей друг от друга можно только по форме рогов.
- Птицы. Также преимущественно домашние – утка, петух, курица, павлин. Шеи у них длинные, конусообразные, головки маленькие.
- Композиции. Изображались мастерами сюжеты свидания, чаепития, карусели. Чаще это были сцены повседневности, простой жизни. Но встречались и знаковые композиции – например, Георгий со змеей.
Практически все игрушки – свистульки. Музыкальным даром «обделены» только индюки и петухи.
Традиционные узоры и элементы росписи филимоновской игрушки
Элементам росписи филимоновской игрушки присуща символичность, в этом смысле она совпадает с другими народными промыслами России.
Орнаменты просты и незатейливы, но при этом узоры глубоко символичны. Их корни, как несложно догадаться, в язычестве – в искусстве язычество особенно долго сопутствовало христианству.
Изображения:
- круги с лучами, кольцевые орнаменты с треугольничками – это символы солнца, добра, радости, благоденствия;
- схематичные веточки и елочки в филимоновой (как еще могут именовать роспись) означают древо жизни, т.е. связь поколений и неустанное развитие.
Птица означала счастье, добрые вести, конь – это богатство, барыня отождествлялась с берегиней и хранительницей очага, всадник – это защитник или землепашец.
Животных традиционно расписывали яркими разноцветными полосочками. Солнышки и растительный орнамент преобладали в росписи, работы часто ассоциировали с детским стилем, но в этой наивности и простоте их прелесть. Филимоновский промысел в наше время
Особенности
В большинстве своем филимоновские игрушки – это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Простые формы напоминают древние глиняные игрушки. Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.
Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица – весну и посредника между людьми и небесами.
Отличие от других промысловых игрушек
Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов промыслов буквально все:
- орнамент с языческими мотивами;
- простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку);
- вытянутость и худоватость фигурок;
- отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову;
- использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.
Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Также продавливается в правильном месте отверстие, чтобы при прохождении воздуха получался свист. Если образуются трещинки, они легко заглаживаются влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Обжиг производится в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После игрушки становятся белыми и без грунтовки отправляются на роспись.
Филимоновские узоры в картинках
Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии.
Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.
Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.
Из чего сделаны лошадки?
Легенда останется легендой, однако доля правды в ней присутствует – фигурки действительно изготовлялись из остатков глины от гончарных дел. Синика – местная глина – до обжига имеет характерный черно-синий цвет, почему и получила свое название. Синика отличается особенной пластичностью и жирной фактурой, идеальной для лепки и обжига.
Бытует непростая система ее заготовки – ведь ошибка может испортить вещь!
- Пласты синики залегали на глубине. Верхние слои почвы непрочные – поэтому колодцы для заготовки копали по морозу. Иначе обвалятся!
- Синика должна была отлежаться несколько дней в темном влажном месте.
- Затем ее замачивали в воде. Временами переворачивая.
- Отмокшую синику клали на пол и разминали. Прямо ногами. Это был своеобразный деревенский праздник с танцами босиком на синике под гармонь. Растоптанный пласт присыпали золой и убирали. Потом повторяли. Чем больше задорных танцев на благо производства, тем лучше фигурки!
- Подготовленную синику нарезали на пластины – заготовки. Хранили, защищая от высыхания – иначе треснет!
Поэтому роспись настолько неправдоподобно яркая для древней! Красок всего три – желтая (фоновые полосы), «малинка» и «зеленка». Но анилиновые красители полупрозрачны – и в наложении дают настоящее многоцветье!
Обжиг в печи
В течение всего года люди занимались изготовлением глиняных предметов, а затем, в один из весенних дней, в центре большого поля перед началом его обработки проводили большой праздник. Он заключался в том, чтобы обжечь все глиняные изделия, а после праздника отнести их на рынок для продажи.
Для начала выкапывали большую яму в центре поля, которую обкладывали кирпичами, делая кирпичные подставки (полочки) под посуду (такая необыкновенная печь называлась горном), а затем поджигали солому, которую выкладывали на посуду. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое, теперь уже белое, изделие домой.
Главное место на полочках занимали глиняные кувшины, а между кувшинами женщины ставили свои поделки. Интересно то, что после обжига синяя глина становилась красивого белого цвета. Филимоновская игрушка, фото которой можно увидеть в книгах и журналах, посвященных русскому народному творчеству, а в современном мире и в электронных источниках, имеет именно эту отличительную черту.
Это очень удобно. Для того чтобы расписывать в дальнейшем, ее не нужно покрывать специальной краской для основы. уже подготовлена для работы.