Исторические факты
Первые упоминания о ней появились в древнем Востоке. В технике мозаики украшали в основном шкатулки, другие мелкие предметы. Во времена римской империи мозаика стала очень популярной, ее использовали для украшения дворцов. Мастера создавали сложные рисунки на стенах, на полу и потолке. Очень красивые картины создавались в Византийской империи. Обычно фон был золотых оттенков, совершенные формы и идеальные линии делали рисунки и узоры четкими.
В ранние этапы средневековья (VI-VIII веков) красивые узоры создавали в Италии, в городе Равенна. Здесь украшали, дворцы, церкви и соборы.
Мозаичными полотнами украшен Софийский собор в Киеве. М. В. Ломоносов увлекался созданием панно из стеклянной мозаики, самым знаменитым творением считается «Полтавская битва». В настоящее время мозаика снова на пике популярности, ей украшены станции метро в Москве. Многие используют эту технику в украшении квартир и загородных домов.
Немного истории
Первыми явили миру свои мозаичные узоры действительно древние шумеры. Они выкладывали орнаменты из обожженных глиняных пирамидок по необожженной глиняной же основе.
Их инициативу перехватили древние греки: они изобрели смальту — плотное и вязкое стекло, которое можно было обкалывать в застывшем виде без растрескивания. Из его осколков греки выкладывали свои мозаики, спекая разноцветные фрагменты по периметру и в слои по толщине.
Что касается названия, его мозаике подарили римляне, переняв у соседей-греков искусство складывания осколков. Именно они дали стеклянным шедеврам имя «opus musivum», что в переводе означает «произведение, посвященное сразу всем музам».
Далее эстафету развития мозаичного искусства переняла Византия. Ее мастера внесли существенное дополнение в технику выкладки: фон и большие изображения стали оформлять пересекающимися дугами. При этом рисунок терял «пиксельность», если смотреть на него с некоторого расстояния, и становился похож на обычную, только более объемную и «живую» картинку.
В эпоху Возрождения мозаикой вновь активно стали заниматься в Италии. И мастера этой страны добились высочайших результатов при ее изготовлении. Во Флоренции была изобретена новая техника укладки, благодаря которой мозаичные изображения обрели перспективу. И здесь же было разработано уникальное связующее, удерживающее детали мозаики невероятно крепко.
В период рококо мозаика «офранцузилась». И именно французы стали выкладывать панно из ракушек, бусинок (фарфоровых, фаянсовых), бисера, используя технику «обратной укладки», при которой элементы сначала размещались на вощеной бумаге и только потом переносились на подготовленную основу. Работы «а-ля франсе» получались мягкими, точными, с переливами полутонов. В такой технике можно было отделывать мозаикой криволинейные и/или мелкие поверхности.
В исламских странах мастера, кладущие мозаику, не могли изображать в своих работах что-то живое (как и художники, работающие в других техниках), зато они до совершенства довели мозаичный орнамент и стали использовать новые материалы для его создания: керамику (кафель), яичную скорлупу и пр.
Что касается «русской мозаики», то она неразрывно связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова (хотя многие специалисты уверены в существовании древней русской мозаики, уничтоженной во времена монголо-татарского ига). Михаил Васильевич был не только гениальным ученым, но и незаурядным художником. Он всерьез увлекался мозаикой: разработал новые технологии выплавки смальты, основал мозаичную мануфактуру.
Стеклянная мозаика на кухню
Для кухни самый распространенный вид стеклянной мозаики – из венского стекла, которое никогда не выйдет из моды. Цветовая гамма безгранична, чем меньше элементы, тем интереснее может выложить рисунок. Мозаика из венского стекла всегда будет в моде.
Еще один прекрасный вариант стеклянной мозаики – смальта. Она обладает насыщенной цветовой гаммой это прочный и долговечный материал, который не страдает от воздействия высоких температур и агрессивных химических веществ.
На кухне мозаикой выкладывают не только стены, но и пол, который делает интерьер кухни воздушным и изысканным.
Красивые арки из гипсокартона. Об этом читайте здесь.
А тут статья про отделку стен гипсокартоном.
Тут https://ru-house.net/stroitelstvo/fundament/ вы найдете много познавательных статей про фундамент для вашего дома.
Игрушечные зверюшки из крышечек
—Статистика
Четверг, 03 Марта 2011 г. 07:14 + в цитатник
мк из бутылок
О! Что я нашла! Красотища-то какая! И объяснено всё так понятно, что кажется, будто сделать такое очень просто. Нет, конечно поковыряться придётся. Но зато каков результат! И используется вторсырьё, поэтому такая шикарная мозаика вполне доступна с материальной точки зрения.Итак, вот сам авторский мастер-класс:
Сегодня я опять хочу подойти к вопросу экологически чистой утилизации вторсырья с несколько иной, творческой стороны.
Этот высокий барный стул теперь не столько стул, сколько скульптура, потому как тяжёлый (из цельного дерева), а с мозаикой так вообще тяжеленный. На его создание ушло около двадцати зелёных и коричневых пивных бутылок.
Мозаика наклеена со всех сторон стула: и спереди, и сзади, и по бокам, и внутри, и даже на перегородках. В дело пошли даже горлышки и донышки бутылок. Кроме бутылочного стекла использовались зеркала и круглые стекляшки из магазина бутылочных цветов.
Первые бутылки для мозаики я била молотком, но это оказалось очень неэффективно — много мусора. И опасно: много острых, как иглы, осколков.Потом стала резать бутылки стеклорезом. Сначала по окружности — возле дна и сверху до начала сужения. Получившийся цилиндр разрезала вдоль на полоски 3 сантиметра шириной, а их уже на квадратики и треугольнички.
Зеркала
я азбивала молотком (если нужны были разные кусочки), а если нужны были ровные кусочки, то резала кусачками. На самомо деле, 99% всего стекла нарезано кусачками, стеклорезом я резала лишь использованные в работе бутылки.
Я клеила всю мозаику на плиточный клей
. Стеклянные кусочки получаются выпуклые, их нужно чем-то заполнить, чтобы у них был контакт с декорируемой поверхностью.
В результате получаются безопасные края, потому что детали мозаики скрыты под затиркой.
Среди различных творческих направлений в последнее время десятку лидеров дополнило составление композиций из мозаичного стекла. Современные методы и материалы позволяют создавать мозаичные полотна прочными, красочными и практичными. Стоит обратить свой взгляд на мозаичное стекло, с помощью которого создают в домашних условиях панно различной сложности. В результате увлекательного творческого процесса будет создано водонепроницаемое покрытие, которое смело можно использовать для внутренней или наружной отделки помещений. Производство такого покрытия можно наладить из обычных стеклянных отходов.
Кстати, если вдруг будете решать сканворд и попадется вопрос – как называются стекляшки для мозаики, 7 букв – знайте: смальта.
Процесс изготовления
Собранная в панно флорентийская мозаика – это сложный процесс со стороны создания предмета искусства и творческого его воплощения.
Выполнение каждого художественного произведения в современных условиях производится с поддержанием определенного алгоритма действий:
Подборка нужной фактуры
Исходного сырье может выглядеть как глыба или валун от скалы или в виде обломка, цельной плиты. Первоначально проводится отсортировка отделочного материала с учетом его свойств по пористости структуры, насыщенности и яркости оттенков.
Отбор камня по рисунку, цветовой гамме ответственная операция, влияющая на художественно-декоративную ценность изготовленного изделия.
Создание фрагментов картины
Определение мест дробления кусков материала, необходимого размера для будущего изделия, осуществляется с помощью лазера. Он, по заранее заготовленной компьютерной программе, наносит контуры рисунка на поверхности материала. При этом учитывается фактура и красота каждого куска.
Заготовка деталей
В зависимости от габаритов исходного материала используют специальную технику для изготовления заготовок. Из них вырезают пластины толщиной около 3 мм по созданному контуру. Каждый элемент шлифуют и подгоняют размером к соседнему, согласно намеченного эскиза. При выполнении процесса резки используется обильное водяное охлаждение.
Сбор полотна
При наборе в мастерских крупные изображения делятся на фрагменты и наносятся на специальную подложку. Идеально подогнанные между собой по размеру, цвету, текстуре каменные пластинки собирают в отдельные части художественного произведения. С оборотной стороны каждого элемента наносят клей. Все подготовленные куски переносятся на основное место и вместе с основой прилепляются к поверхности.
После полного высыхания полотно тщательно шлифуют. Финишное полирование картины из цветных камней осуществляют с помощью пасты или суспензии с мелкозернистыми частичками.
Мозаика: что это такое, виды и происхождение
Если говорить простыми словами, мозаика – это композиция, состоящая из мелких элементов. Существует несколько версий её происхождения. По первой, если переводить дословно, это означает «посвящённая музам», по второй – разновидность кладки из маленьких камушков. Это одновременно и искусство, и художественное исполнение, и предмет отделки.
Мозаика – это идеальный вариант для отделки эксклюзивных ванных комнат
Краткое понятие таит в себе огромную палитру оттенков, фактур и материалов, которые используют в производстве мозаики. Для любителей лаконичности можно составить современный декор или повторить орнаменты древних мастеров. Это не только красивое исполнение, но и практичный вид отделки, который выбирают для эксклюзивных интерьеров.
Панно из мозаики станет настоящим украшением интерьера
Плюсы и минусы смальты
К преимуществам смальты справедливо относят декоративные свойства. Добиться необычного стилистического эффекта позволяют и многие искусственные изделия. Но ни один такого рода материал не обеспечит даже близкое к смальте ощущение натуральности. Поэтому технологи настоятельно не рекомендуют применять искусственные красители – исключение подобных добавок гарантирует глубину и чистоту фактурного восприятия. Также не стоит забывать, что смальта – это выплавленный из стекла материал, выполненный с применением формовочной техники. Этот технологический нюанс изготовления обуславливает возможность исключения острых граней у фрагментов, что, в свою очередь, облегчает и мероприятия по уходу за ними. К минусам же смальты можно отнести сложность техники изготовления и высокую стоимость. Самостоятельное изготовление таких элементов не всегда оправдывает ожидания, поэтому многие ценители искусств изначально обращаются к продукции профессионалов.
Связующее для мозаики
Старинные мозаичные панно выкладывались на очень крепкое связующее. Многие мастера используют его и по сей день, благо дошел до современности оригинальный рецепт:
1 часть известкового теста + 1/3 части жирной глины + 3 части карьерного или чистого горного (белого) песка, промытого и прокаленного + 6 шт (на ведро раствора) битых со скорлупой яиц.
Песок сеют сквозь сито, а после добавления яиц, раствор вымешивается до однородности (фрагментов скорлупы совсем не должно быть видно — именно она служит индикатором гомогенности состава).
Яйца в такой смеси не гнили в древности, не гниют и сейчас. Они, взаимодействуя с силикатами глины, лишь образуют прочную водонепроницаемую пропитку, а гнилостным бактериям не позволяет развиваться известь.
Известково-глиняный раствор, замешанный на яйце, набирает полную крепость спустя несколько лет после своего использования в мозаиках. И надежность его проверена веками. Однако, чтобы не переводить яйца, можно использовать плиточный клей на базе цемента. Он, конечно, столетиями пока не проверен, но собранные на нем мозаики на открытом воздухе держатся десятилетиями.
Стеклянную мозаику нужно выкладывать по клею, не содержащему цемента. Если панно собирается внутри здания, отлично подойдет ПВА для стекла и камня. Для наружных работ успешно используется этиленвинилацетатный клей (ЭВА). А когда требуется положить мозаику в условиях повышенной влажности (кухня, ванная, санузел и пр.), нет ничего лучше строительного силиконового клея (подойдет и клей для аквариумов, но он очень дорогой).
Мозаичные панно из бисера или мелких пластиковых фрагментов выкладываются на ПВА или нитроклеи – «Момент», монтажный, 88-ой.
Совмещение плитки и стеклянной мозаики в интерьере
Распространено совмещение стеклянной мозаики и керамической плитки для оформления санузла, ванной комнаты, бассейна, спален, прихожих. Материалы должны подходить по фактурам, составу, плотности, цветовой гамме, износостойкости, гигроскопичности.
Эскиз совмещения материалов может быть самостоятельно сделанным; как сделать мозаику из стекла своими руками указывается в инструкциях к отделочным блокам. Стекольное сырье устойчиво к агрессивным химическим средам, влажной уборке. Однако не все керамические изделия выдерживают регулярную очистку. Оптимальны глазурованные прочные блоки с глянцевыми либо матовыми поверхностями.
Нужно выбрать подходящие по параметрам морозоустойчивости изделия с соблюдением особенностей эксплуатации. Стекло выдерживает минусовую температуру, плиты керамические могут быть неустойчивыми к холоду. Для внешних конструкций оптимальны керамогранитные материалы.
При облицовке мозаикой и плиткой важно комбинировать крупные части и компактные стекла, требуется сочетание подходящих цветовых решений. Сложные художественные изображения требуют мастерства специалистов при укладке
Начинающим рекомендуется использовать варианты раскладки элементов в хаотичном порядке. Пространства между большими плитами наполняют мелкими стеклянными элементами разных оттенков в произвольном порядке
Сложные художественные изображения требуют мастерства специалистов при укладке. Начинающим рекомендуется использовать варианты раскладки элементов в хаотичном порядке. Пространства между большими плитами наполняют мелкими стеклянными элементами разных оттенков в произвольном порядке.
Комбинирование керамики и стекла применяется в душевых для создания художественных изображений с сочетанием темных и светлых тонов одной гаммы.
Цветное панно можно разместить на однотонном фоне из керамогранитных плит. Использование элементов разных габаритов позволяет выполнить зонирование территории, возможно создание имитации волн, морской пены и т.д.
Специалисты рекомендуют сначала выполнить укладку массивных плит, затем приступать к воспроизведению художественной картины из стеклянных элементов.
Оригинально выглядит наложение мозаики на контур между рядами главных плит. Компактные стеклянные фрагменты могут оттенять выступы в стеновых панелях, столешницу рядом с умывальником. Сочетание разнофактурных элементов может использоваться в гостиных, кухонных блоках, коридоре, во входной зоне.
Переходим к работе
Техника витражной росписи довольно проста. Надо только соблюдать последовательность действий.
- Выберите подходящие трафареты — на них должны быть четкие контурные линии и достаточно пространства в деталях, чтобы заполнить их цветом.
- При помощи контура перенесите рисунок на заранее обезжиренное стекло, подложив под него отобранный шаблон. Контур следует наносить не жирными линиями, но и не пунктирными, еле заметными. Если линия контура “прорвется”, то краски могут перемешаться и смазать рисунок.
- Можете наносить краски, заранее выбрав цвета для каждой детали рисунка. Краски следует наносить, постепенно выдавливая из тюбика, равномерно, не очень толстым слоем, но и не оставляя разводов и точек. Чтобы убрать лишнюю краску, можно пользоваться кистями.
- Просушите изделие, оставив его в удобном месте на несколько часов. Витражи на стекле своими руками акриловые краски? Лучше не торопиться и дать краскам как можно лучше схватиться, не стоит использовать фены или другие способы быстрой просушки.
- При желании покройте прозрачным лаком высушенный рисунок.
Ваш витраж готов!
Вот несколько вдохновляющих фото:
Также вы можете посмотреть видео по витражной росписи.
Дополнительная информация: Витражи акриловыми красками на оконном стекле
Витраж на стекле берет свое начало еще в древности. Чаще всего его использовали в храмах и церквях. В храмах Германии и Франции были применены первые сюжетные витражи, выполненные в причудливых формах, из разных цветов, достаточно больших размеров. На витражах были изображены религиозные события, жизнь и быт святых.
Это так называемая живопись на стекле.
Разбираясь, как делать витражи своими руками, следует обратить внимание на технику, которая носит имя своего создателя. Суть методики заключается в том, что каждый отдельный кусочек стекла крепится при помощи специальной проволоки и пайки. Однако в домашних условиях и тут возникнет большое количество затруднений при изготовлении подобного элемента декора
Однако в домашних условиях и тут возникнет большое количество затруднений при изготовлении подобного элемента декора.
Доставшийся в наследие советско-раритетный рецепт включает клей БФ-2 и пасту из шариковых ручек. Наиболее актуальными и рассчитанными на долгий срок службы считают нитро-масляные краски, отлично ложащиеся, отлично держащиеся в рисунке на стекле и практически не имеющие недостатков.
Витраж на стекле – отличный способ украсить интерьер, придать окнам и вставкам межкомнатных дверей благородства и изысканности. И если раньше это был очень трудоемкой и дорогостоящий процесс, доступный только единичным мастерам, то сегодня это реально сделать своими руками.
Витраж — один из древнейших видов художественного декоративного искусства, которым украшали оконные проемы, чаще всего в готических соборах и храмах. Искусство витража пришло в Россию из Европы, и хотя оно было знакомо с XII века, но окончательно прижилось лишь в конце XIХ. Просуществовало российское витражное мастерство до революции 1917 года, а затем переродилось в советской тематике к середине ХХ века.
Витражное искусство появилось примерно в 12 веке. Начиная с того времени и до наших дней люди украшают витражами свое жилье. Витражное стекло стоит очень дорого.
Изготовляют такие стекла искусные мастера. Это очень трудоемкая и кропотливая работа. Для изготовления витражей применяются уникальные технологии.
Витраж на стекле своими руками может быть создан даже начинающим мастером, при условии, конечно, если будет выбрана доступная для исполнения техника, которых в витражном искусстве достаточно много. Витражи на стекле своими руками акриловые краски видео? В наше время специализированных магазинах и художественных салонах можно отыскать все необходимое для изготовления картин-витражей в современных упрощенных техниках, которые намного легче в исполнении, в отличие от классической технологии.
Это стало возможным благодаря современным разработкам и особым материалам, которые способны весьма достоверно имитировать “классику”.
Существует несколько способов создания витражей на стекле своими руками с минимальными материальными затратами и не требующие от вас особого мастерства. Для заливного метода потребуется алюминиевая проволока и витражные краски. Еще проще изготовить витражное стекло наклеиванием полупрозрачной самоклеящейся пленки.
Разбираем «Позитивный» вариант стеклянной мозаики в МК
При «позитивной работе» кусочки стекла сразу устанавливают туда, где они будут располагаться. Удобнее всего использовать этот метод при декорации пола.
Сначала подготавливают поверхность и все необходимые материалы.
Если мозаика будет занимать очень большую поверхность, то ее отштуратуривают по частям.
Особенного внимания требует момент укладывания мозаики на еще свежую штукатурку. Работа очень кропотливая и долгая, требующая терпения и внимания. При всем это придется стараться торопиться, ведь высыхая, штукатурка теряет свои клеящие способности и твердеет. Иногда стоит добавить в раствор штукатурки замедлитель, чтобы отодвинуть время схватывания состава.
Кусочки стекла или мозаики укладывают в свежую цементную или гипсовую постель с сохранением позитивности изображения. Качественная работа должна демонстрировать идеально ровную поверхность. Заделывать швы вы сможете теми же способами, как и при «негативной работе».
Важно: Конечно, мозаику можно изготовить не только из стекла. К примеру, мозаика из яичной скорлупы, сделанная своими руками, отлично украсит интерьер практически любой комнаты
Посмотрите на фото — какие восхитительные панно можно создать самостоятельно из осколков разбитого стекла:
Какой использовать клей
На рынке строительных материалов можно выбрать подходящий клей для стеклянной мозаики, который будет соответствовать вашим требованиям. Поскольку стеклянная мозаика прозрачная, клей для нее подбирается белый.
Для приклеивания цветных чипов может быть использован клей подходящего оттенка. Серый состав лучше не использовать для приклеивания прозрачного или полупрозрачного материала, так как он изменит восприятие покрытия и даже может полностью изменить восприятие.
Обратите внимание
При создании витражей используется прозрачный силикон.
Также есть и другие критерии, которым стоит уделить внимание:
- Адгезия. Приобретенный клей для мозаики должен хорошо удерживать стекло.
- Стойкость к температурным перепадам. Если мозаика будет использоваться на улице или в помещении, в котором резко меняется температура (например, баня), то нужно выбрать подходящий клей.
- Влагостойкость. В бане, ванной комнате или сауне большая влажность, поэтому простой клей для плитки в таких помещениях использовать нельзя.
Этапы работ
- Сначала подготавливается основание – оно должно быть, ровным и прочным.
- Затем поверхность пропитывается грунтовкой глубокого проникновения.
- В помещение выполняется горизонтальная и вертикальная разметка. Отмечаются начальные точки и прорисовываются рядные линии. Если намечается сделать узор из мозаики, то рисунок наносится на основу.
- При незамысловатом монтаже прямоугольной мозаики на ровную поверхность на основу наносится минимальное количество клея, а затем приклеивается мозаика.
- Собрать сложный узор намного сложнее, особенно из осколков стекла. По нарисованному на стене (или полу) эскизу выполняется примерка каждой детали, и только после этого на нее наносится клей или силикон, и она устанавливается на свое место. Пока наклеенные фрагменты подвижные, их можно сдвигать для того, чтобы рисунок получился более выразительным. Также на этом этапе нужно проверять ровность укладываемого покрытия.
- Процесс нескорый, поэтому после подсыхания уложенного фрагмента мозаики, с нее удаляется клей.
Осталось затереть швы и оценить свою работу.
Скорлупа
Подготовка
Технику подготовки яичной скорлупы для мозаики кракле (иногда говорят на английский лад – краке, от crack) иллюстрирует рисунок. Скорлупу сначала выдерживают сутки-трое в растворе пищевой соды, это размягчит органику. Затем остатки белка удаляют кистью (поз. а). Внутреннюю пленочку из скорлупы удалять не нужно! Красят в нужные цвета красителем для пасхальных яиц; лучше брать скорлупу от съеденных крашенок, там краска прочнее держится.
Подготовка скорлупы для мозаики
Далее на ровную деревянную дощечку, размером не обязательно в размер панно, кладут лист бумаги или пластиковой кальки шероховатой стороной вверх, смазывают ПВА, выдерживают до желатинизации (тягучего отлипа, это 3-15 мин). Раскладывают скорлупки выпуклостью вверх с промежутками в их размер, накладывают такую же дощечку и плотно придавливают, расплющивая скорлупки, поз. б.
Через 10-20 мин верхнюю дощечку снимают и скорлупки выглаживают гладилкой – деревянной палочкой с закругленным концом, поз. в. Затем ту же дощечку снова накладывают и держат пакет под гнетом до полного высыхания клея, поз. г. Дальше накладываем тонкую бумагу (папиросную, газетную без текста или самую тонкую писчую, непроклеенную) на жиденьком мучном клейстере, поз. д. Осталось нарезать ножницами кусочков под рисунок и приступить к укладке, поз. е.
Укладка
Выкладывают рисунок тоже на ПВА. После полного высыхания клея покровную бумагу размачивают и снимают, затем мягкой влажной губкой смывают остатки клейстера. Теперь нужно подождать несколько суток, пока скорлупа полностью не высохнет, чтобы приступить к предпоследнему этапу – проявлению мелких трещинок-кракелюр.
Кракелюры проявляют тушью, капая ее из пипетки. Сразу видно, как тушь расходится по трещинкам. Когда проявка остановилась, капают на соседний участок, и так до конца. Теперь нужно выждать несколько минут и мягкой влажной губкой снять остатки туши с поверхности; возможно, потребуется несколько проходов, но движения должны быть легчайшими, без нажима! Рисунок еще не набрал прочность!
Суть способа такова: в состав туши входят шеллак и желчь. Благодаря желчи тушь растекается по мельчайшим трещинам, а шеллак, полимеризуясь, придает набору прочность. При свободном доступе воздуха шеллачный слой выйдет слабым и смоется, но по трещинкам прихватит очень прочно. Поэтому ждем еще сутки-трое и только теперь приступаем к завершению – полировке.
Мозаика-кракле из яичной скорлупы
Полируют скорлуповую мозаику мелованной бумагой. Любые другие абразивы, даже такой деликатный, как войлок, могут протереть тонкую скорлупу насквозь (особенно если яйца от фабричных кур). В состав же мелованной бумаги входят мел и каолин, минералы мягче скорлупы. Но тереть нужно все равно понемногу и без нажима.
Как видим, просто, но труда требует кропотливого. Зато в результате может получиться столик с изображением вроде того, что на рис. Слюнки потекли? И, схваченный шеллаком, прослужит он не менее 15 лет, ведь благодаря желчи тушь проникнет и в поры скорлупы с изнанки.
Укладка самодельной мозаики
Мозаику из кусочков кафеля кладут на плиточный клей, предварительно выполнив выравнивание основания. Мозаичные чипы, используемые для отделки одного основания, должны быть изготовлены из плитки одинаковой толщины, иначе поверхность мозаичного покрытия будет сложно выдержать в одной плоскости — на ней могут присутствовать точечные выпуклости и впадины из выступающих или запавших элементов, а торцы выступов к тому же будут выделяться цветом основы (глины).
Уложенной мозаике дают пару дней на отверждение плиточного клея, после чего на покрытии выполняют затирку швов. Для заполнения стыков используют те же составы, что и при обустройстве кафельных швов – чаще всего на основе белого цемента.