Богородская игрушка

Технология изготовления

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

ЛЕГЕНДЫ И ТРАДИЦИИ СЕЛА БОГОРОДСКОЕ

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию.

С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря — одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка — это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”. 

Богородская резьба по дереву

Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева. В основном для изготовления игрушек используют липу, ольху, осину. Такой выбор обусловлен тем, что мягкая структура дерева значительно облегчает работу мастера, а, значит, и ускоряет ее. Липовые бревна заготавливаются заранее и проходят 4-хлетнюю просушку, проводящуюся по особой технологии. Из-за такой длительной подготовки материалов, их заготовка производится непрерывно. Готовые бревна отправляются на зарубку, после чего в руки к мастерам попадают уже специальные заготовки.

Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева

Резчик с помощью лекала размечает рисунок, а затем приступает к вырезанию формы игрушки. В процессе резки используется специфический богородский нож, а также стамески. Мастер вырезает отдельные части игрушки, после чего они отправляются в специальный цех и собираются там. Окрашивание заготовок производится на заключительном этапе. Иногда резная игрушка не подвергается росписи. В этом случае ее просто покрывают лаком и дают тщательно просохнуть. Такие игрушки вполне возможно уже делать в старшей группе детского сада. Картинки для образца можно распечатать уже готовые.

Основные особенности

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку «Кузнецы». Она была придумана более 300 лет назад и представляет собой интересно вырезанные фигурки мужика и медведя, которые бью по очереди по наковальне. Игрушка приводится в действие при движении планок относительно друг друга.

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку

Еще одной известной поделкой считаются «Курочки». Ее отличительной особенностью является планка и баланс, который приводит конструкцию в движение. В результате выполненных движений птицы по очереди начинают клевать зерно. Сюжеты таких игрушек неслучайны, ведь большинство из них крестьяне черпали из собственной жизни, а также народных сказок. Именно в них в качестве героев выступали: медведь, простой деревенский мужик, птицы.

ОТ МЕБЕЛИ ДО ЭКСКУРСИЙ

Богородские игрушки продаются в магазине при фабрике и через интернет. Средний чек покупки – 600–800 руб. Берут, как правило, курочек на кругу, дятлов на палочке и кузнецов. Реже покупают авторские деревянные скульптуры, стоимость которых достигает нескольких десятков тысяч рублей. Основные клиенты фабрики – это перекупщики, то есть магазины и галереи.

Факт! Огромной интерес к богородской игрушке сегодня проявляют туристы из Китая.

Богородская игрушка

– Есть ценители, которые хотят настоящую богородскую игрушку, а ее можно купить только у нас, – говорит Ирина Воливецкая. – На рынке много контрафакта, который делают из некачественного материала.

Сегодня на Богородской фабрике всерьез обсуждается вопрос, чтобы клеймить свою продукцию, то есть на каждую игрушку ставить именной штамп. А для увеличения спроса здесь развивают новое направление – изготовление мебели. В ассортименте уже появились первые скамейки и стулья.

Администрация предприятия активно ищет дополнительные способы получения дохода. В первую очередь это организация экскурсий, в рамках которых можно осмотреть фабрику, музей, самостоятельно собрать игрушку из заготовок и раскрасить ее. Цены на подобные услуги весьма умеренные: 1,2 тыс. руб. за групповую экскурсию, мастер-класс можно посетить за 300 руб.

Богородская игрушка

– Рядом с фабрикой находится Троице-Сергиева лавра, которую посещает из года в год огромное количество людей, – говорит Ирина Воливецкая. – Туристические агентства прокладывают маршрут таким образом, чтобы показать и наше предприятие.

Кстати! Богородская фабрика выпускает 5 тыс. изделий в год.

“РОЖДЕНИЕ” ИГРУШКИ

Перед тем как попасть на прилавок магазина, игрушка проходит долгий путь. Начинается он с хорошо просушенного бревна липы, дерева мягкого, податливого в обработке. Изделия бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще — детали будущих игрушек вытачивают на станке, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком. А вот ручная работа гораздо сложней. Резчики обрабатывают липовые “чураки” самостоятельно. Пусть дерево мягкое, но большинство мастеров на фабрике — женщины. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом начинается обработка инструментами — стамесками и богородскими ножами с очень острыми лезвиями. Так что порезы для мастеров — дело привычное: заклеят пластырем ранку — и снова за работу. Надо норму вырабатывать, в месяц каждый резчик должен сдать 120 — 130 изделий.

Популярные статьи  Костюм ведьмы своими руками: образ и атрибуты

Платят нам мало, — пожаловалась мне резчица Тамара, пожилая женщина, проработавшая на фабрике 42 года. — Если скульптура в готовом виде стоит около тысячи, то мастер получает из них рублей сто. А в день таких изделий много не сделаешь, от силы одно — два, хотя все от опыта зависит. От резчика изделия попадают на сборку, роспись или сразу на склад. В цехах я видела множество заготовок, будущих “медведей”, “зайцев”, “барышень” и “собачек”. Но получить представление о знаменитой богородской игрушке смогла только в музее фабрики.

История промысла

Богородская игрушка

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.

Богородская игрушка

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Богородская игрушка

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородская игрушка

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.

Богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Богородская игрушка

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.

Богородская игрушка

Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Богородская игрушка

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.

Богородская игрушка

Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.

Богородская игрушка

В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

РАБОТЫ МАСТЕРОВ

Кроме традиционной игрушки мастера Богородской фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных, крупные скульптуры и подчасники. Эти работы я видела на фабричном складе и в творческих мастерских резчиков. Хотела купить часы, в обрамлении фигурок пингвинов — оказалось дороговато, около пяти тысяч.

Иногда “веселые” заказчики попадаются, — рассказывает резчик творческой мастерской Сергей Паутов. — Однажды пришел мужик, из крутых, и заказал резную ступу, в подарок теще. С намеком, так сказать. А работник русского музея в Германии попросил выполнить несколько скульптур в откровенных эротических позах. Я так и не понял, зачем русскому музею такие экспонаты. Заказывают резных чертей, и даже деревянные ботинки. Несколько лет назад приходилось делать панно — портрет Лужкова, такой подарок хотел преподнести столичному мэру бывший губернатор Подмосковья Тяжлов. Теперь вот поступил заказ на Путина и Громова.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Богородская игрушка: история

Существует несколько преданий, рассказывающих уже на протяжении более чем 300 лет о появлении первой вырезанной из дерева фигурки. Одна из них повествует о крестьянской семье. Мать для своих детей вырезала из чурбачка веселую игрушку, которую прозвала «аукой». Дети недолго играли с ней, а затем бросили ее за печь. Из интереса муж решил прихватить с собой ауку на базар, чтобы показать торговцам. Народу так понравилась сделанная забавная игрушка, что они ее сразу купили, а, вдобавок, заказали и еще партию.

Существует и иное поверье. Согласно ему неизвестный житель Сергиева Посада вырезал из дерева куклу, которая была величиной в 9 вершков. Сделана она была из чурака липы. Взяв с собой свое творение, он отправился к Лавре, к купцу Ерофееву. Купец, не долго думая, согласился продать куклу и поместил ее в своей лавке в качестве украшения. Однако, спустя несколько минут к нему обратился покупатель, который сразу же приобрел куклу и заказал у купца еще партию.

Как развивалось ремесло?

История возникновения этого промысла очень интересна. Большинство крестьянского населения, жившее в селе Богородское и в Сергиевом Посаде, занималось резьбой. Однако все резчики полностью зависели от скупщиков, промышлявших в Сергиевом Посаде. Именно для них крестьяне и выполняли заказы по вырезанию игрушек. Сергиевский промысел заключался в покупке у крестья необработанных игрушек. В дальнейшем полученный материал обрабатывался, расписывался и продавался.

Популярные статьи  Поделки из полимерной глины для начинающих лепка изделий с детьми, фото

История возникновения этого промысла очень интересна

Рассвет богородского ремесла датируется 19 столетием. Среди резчиков в это время наиболее прославился Ф. С. Балаев, А. Н. Зинин, А. Я. Чушкин. С этими людьми были связаны следующие важнейшие даты формирования рукоделия:

  • в 1913 году под предводительством перечисленных мастеров была основана артельная мастерская, в результате чего богородская игрушка получила полную самостоятельность и освободилась от скупщиков;
  • с 1923 года при артели организовывается школа, которая обучает детей с возраста 7 лет рукоделию вырезания из дерева забавных фигурок;
  • с 1960 году артель приобретает статус фабрики.

СОХРАНИТЬ И ПРОСВЕТИТЬ

В этом году региональные власти выделили более 700 тыс. руб. на сохранение и развитие народных промыслов. Поддержку из бюджета получат девять подмосковных предприятий.

По словам Ирины Воливецкой, поучаствовать в конкурсе на предоставление субсидий фабрике мешают объективные причины. Дело в том, что основная прибыль здесь складывается за счет сдачи в аренду помещений. Непрофильная деятельность имеет не только плюсы, но и минусы: предприятие может получить господдержку только в том случае, если более 50% его доходов поступает от реализации изделий народного промысла.

Богородская игрушка

– Тем не менее мы сотрудничаем с подмосковными властями, про нас не забывают, – продолжает исполнительный директор. – Например, нам бесплатно выделяют 4 кв. м на выставке «Ладья» (проходящая в Москве в «Экспоцентре» выставка народных промыслов России. – Прим. ред.). Также мы каждый год проводим Фестиваль народных промыслов в Богородском. В следующем году областное Министерство культуры обещает предоставить нам дотацию на проведение мероприятия.

Оксана Косарева, и.о. министра культуры Московской области:

– Промыслы для Подмосковья – это не только имидж, но и экономика, ведь создаются рабочие места, обеспечивается занятость на территории каждого муниципалитета. Имидж – потому что я не представляю ни одного туристического маршрута в регионе без посещения музеев промыслов, расположенных на территории предприятий.

История промысла

Это занятие берёт своё начало в Средневековье. Интересным фактом является то, что игрушки из дерева древнерусские мастера стали изготавливать приблизительно в то же время, что и деревянные орудия труда. Малышам очень нравились результаты работы, и дети наслаждались ими вплоть до наступления юношества.

Первыми «резчиками» стали жители Сергиева Посада, объяснившие крестьянам, проживавшим неподалёку, технологию его изготовления. Нанесением узора же занимались сами сергиевпосадцы. Фактически придумав новое изобретение для детей, местные жители начали его популяризацию. Раньше остальных были просвещены жители соседних поселений и, в первую очередь, села Богородского, а затем резьба распространилась по территории всего государства.

Создавая такую детскую забаву, крестьяне несколько дней строгали поленья, чтобы добиться идеальной и безопасной для детей формы. Особенность игрушек – плавность деталей и отсутствие острых элементов, которые способны поранить ребёнка. Благодаря этому, русская народная богородская игрушка заслужила признание на внутреннем и даже международном рынке.

Купцы из Европы приобретали эти произведения искусства у крестьян, отдавая за них немалые деньги. Для жителей Сергиева Посада и соседних деревень продажа стала одним из важнейших источников заработка.

Технология богородской резьбы, помимо простых людей, использовалась и прославившимися на Руси скульпторами, которые создавали гораздо более масштабные, но всё равно не менее любопытные произведения. Ярким примером является скульптура «Медведь на тройке». Такие работы и сегодня считаются одними из самых дорогих на рынке.

Виды

История богородских игрушек насчитывает несколько столетий, их внешний вид и особенности остаются такими же, как и много лет назад. Среди этих резных забав можно выделить два основных типа – статичные и подвижные игрушки.

Богородская игрушка

На картинках чаще избражен первый вариант, так как он составляет большую часть от всего разнообразия товаров. Это различные скульптуры, детские фигурки и погремушки, настенные изображения, а также резные часы и элементы мебели.

Подвижные игрушки же изготавливаются для детей старшего возраста и содержат в себе движущиеся или съёмные детали. Например, подвижными делали маленьких кукол, чтобы позволить им двигать ногами, руками и другими частями тела. Вспомните также мужика и медведя, по очереди ударяющих крошечным молотком по деревянной наковальне, или цыплят, то наклоняющихся за зерном, то поднимающихся обратно.

Подобные фигурки, как правило, имели в своей конструкции пружины, кнопки или рычажки. Благодаря надёжному скреплению всех деталей, такие игрушки отличаются высоким качеством, прочностью и долговечностью.

Технология изготовления

Изображаемые на картинках богородские фигурки изготавливаются одним конкретным инструментом – ножичком «Щучка». С его помощью мастера распиливают чурки мягкого дерева на несколько частей – как правило, их получается от трёх до пяти, и начинают тонкую работу.

Считается, что, чем лучше кусок дерева, используемый для резьбы, тем качественнее сделанная из него фигурка. Таким образом, из материала без гнили, сучков и испорченных частей делались дорогие игрушки, выставляемые на продажу, а щепки и обрезки использовались для вырезания домашних фигурок.

Богородская игрушка

Далее начинался процесс «оживления» изготовленной игрушки, то есть создание полноценного цветного персонажа. Стоит отметить, что нанесение краски и узора не доверялось простому крестьянину: этим занимались более квалифицированные мастера своего дела.

КАК “ОЖИВАЮТ” ИГРУШКИ

Дети предпочитают в основном яркие токарные игрушки. На фабрике их можно купить за 70 — 80 рублей, в магазинах — дороже раза в три. А вот игрушки и скульптуры ручной работы стоят гораздо дороже, около тысячи рублей. Одни из них неподвижны, у других с помощью вставленной внутрь пружинки “оживает” только определенная деталь. Качает головой “русская красавица”, дрожат листья на березке и зонтики в руках “дам”… Есть и композиционные игрушки, где движется каждый персонаж.

На “Крестьянском дворе” все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Наталья объяснила, что детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка — и фигурки “оживают”. Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены “Кузнецы” и “Солдаты на разводе”.

ДЕРЕВЯННАЯ СКАЗКА

Попадая на Богородскую фабрику, которая находится в одноименном поселке Сергиево-Посадского района, будто окунаешься в сказку. Волшебство начинается сразу за калиткой: резные медведи едят мед, сидя на настоящей березе, лошадь тянет воз, а из деревянного колодца с ведрами смотрит щука. Так украсили территорию работники фабрики.

Популярные статьи  Поделки из овощей своими руками - особенности создания композиций, интересные фото идеи, дельные советы

В основном здании полным ходом идет ремонт – скоро все мастера будут работать в одном месте. Сейчас, чтобы познакомиться с процессом изготовления игрушек, приходится переходить из одного помещения в другое.

Богородская игрушка

– Мы создаем пространство, где можно увидеть все стадии производства, это удобно в первую очередь посетителям, – поделилась планами исполнительный директор фабрики Ирина Воливецкая. – Также расширится музей: вместо трех залов будет четыре, а экспозиция пополнится уникальными изделиями.

Богородская игрушка

Самое интересное происходит у резчиков: здесь деревянная заготовка под ножом или стамеской мастера превращается в медведя с гармошкой, лебедя или сову. В помещении повсюду свежие, еще не покрытые лаком скульптуры, на полу стружка, а в комнате витает запах дерева.

Из общей картины выбивается лишь местное ноу-хау, которое стоит в центре комнаты, – велотокарный станок. Устройство работает следующим образом: один человек крутит педали, тем самым приводя механизм в действие, а другой вытачивает несложную игрушку.

Богородская игрушка

– Станок придумали сами, чтобы развлечь туристов, – говорит Андрей Чернов, резчик по дереву.

Этой осенью предприятие отметит юбилей – 105 лет. В ноябре 1913 года появилась артель «Богородский резчик» и открылась профессионально-техническая школа, где готовили новые кадры – мастеров художественной резьбы по дереву. В 1960 году, в канун 300-летия промысла, артель была преобразована в фабрику.

ИСТОРИЯ ОДНОГО МАСТЕРА

Андрей Чернов работает здесь около 30 лет. Он приехал в Подмосковье из Норильска в 1985 году.

Богородская игрушка

– Окончил училище по специальности резчик по дереву 5-го разряда, – вспоминает он. – Думал, приду на фабрику и как начну работать! Но не тут-то было. Старожилы делали скульптуру за пять часов, а у меня уходило два дня. Тогда я понял: самое ценное – это опыт.

Богородская игрушка

Сегодня, чтобы сделать маленькую фигурку, Андрею Чернову нужно несколько часов, на скульптуру побольше уходит: от трех до семи дней. Рисунки и эскизы резчики придумывают сами.

– Настоящая богородская игрушка делается из липы, – продолжает Чернов. – Это пластичный материал, с которым удобно работать.

По словам Ирины Воливецкой, в год закупается около ста кубов дерева на сумму 1 млн руб. Сначала оно поступает на склады, где сушится в течение двух лет, и только потом попадает в зарубочный цех, чтобы мастера могли сделать заготовки.

История богородской деревянной игрушки насчитывает более 350 лет. Отличительная особенность фигурок – отсутствие явных деталей и строгих форм. Это позволяет детям развивать творческий подход и фантазию во время игры.

Богородская игрушка

ФАБРИКА ДЕРЕВЯННЫХ ИГРУШЕК

В начале прошлого столетия в селе Богородское появилось первое производство — кустарно-игрушечная артель Андрея Чушкина. Позже артель получила название “Богородский резчик”. В советское время промысел процветал, в артели, ставшей в 1960 году фабрикой художественной резьбы, работали 300 человек, были крупные государственные и зарубежные заказы. Сейчас ситуация изменилась. Пройдя по фабричным цехам, я поразилась — в каждом из них работало не более пяти мастеров, а большинство помещений попросту пустовало.

По словам начальника отдела продаж Андрея Лунева, в последнее десятилетие штат сотрудников фабрики уменьшился ровно вполовину. И заказов стало гораздо меньше, в основном — выставки и столичные вернисажи. Да еще столичные конкуренты-кустари замучили. “Режут грубую подделку и толкают ее перекупщикам за копейки. Естественно, что она будет стоить дешевле, чем наши работы. Вот люди и покупают, по незнанию”. Андрей показал фабричный и кустарный варианты игрушки “Кузнецы”. Разницу видно сразу. В игрушке, сделанной руками богородских резчиков, соблюдены пропорции, вырезаны мельчайшие детали фигурок мужика и медведя. А подделка больше похожа на неуклюжую работу школьника младших классов.

В последнее время не хотят люди идти работать на фабрику. Зарплата — более чем скромная. Некоторые “мастера-эксклюзивщики” работают на дому, выполняя сложные, оригинальные заказы фабрики, и получают процент от их стоимости. Рядовой резчик на потоке получает на фабрике не больше полутора тысяч рублей, живописцы — около тысячи. Резчики в творческих мастерских “богаче”, оклад дотягивает до 2500, да и работа у них интереснее. Раз в месяц они должны представить на художественный совет фабрики две игрушки для выпуска на потоке, плюс — эксклюзивные заказы. В этом случае можно заработать еще и проценты с каждого. Остальные сотрудники не видели ни премий, ни “13-й зарплаты” с начала 90-х. Коллектив заметно “постарел”, молодые, окончив местное художественнопромышленное училище, либо уезжают на заработки в Сергиев Посад, либо занимаются резьбой на дому, а свои изделия сдают перекупщикам.

Заключение

Итак, рассказ о деревянных игрушках подошёл к концу. В завершение хотелось бы вспомнить о советских мастерах, вписавших свои имена в историю богородской резьбы. Это Балаев, Зинин, Пронин, Баринов и многие другие умельцы.

Конечно, в наш век высоких технологий предпринимаются попытки создания станков и приборов, способных полностью заменить работу мастера, но ручная резьба всё равно остаётся самой красивой и дорогостоящей.

Посмотрите на фото богородских игрушек внимательно, и вы сможете увидеть тонкую работу рук мастера, которая по достоинству ценилась с давних времени и до сих пор. Необычайный интерес представляет фантазия скульптора, который способен из простой липовой чурки создать расписную детскую игрушку. Поэтому как раньше, так и сейчас, такие забавы остаются занимательными и крайне полезными для ребёнка.

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: